Первого июня шестой год в Красноярске празднует свой день рождения необыкновенный дом детей: Лицей имени известного золотопромышленника и мецената Хазрета Меджидовича Совмена. Дом-дворец, населённый ныне жизнерадостной и целеустремлённой детворой. Очутишься среди его юных жильцов — и невольно припоминается прочитанное когда-то о лицеистах пушкинского времени. Об их бурлящих спорах. Об упражнениях в поэзии. О дружбе великих личностей, подхваченной судьбами России... Лицей и личность — слова одного корня.

Красноярский рабочий

Уже шесть лет мы живём в нашем Доме,

срок немалый, мы повзрослели и упорно идём к своей цели...

Стас Кололейкин, 7-й класс.

Шесть лет назад закончилось организованное Хазретом Меджидовичем строительство этого негосударственного учебного учреждения, предназначенного для детей, оставшихся без попечения родителей. Тогда в стране он стал первым Домом детей, созданным, как говорится, по уму и сердцу. К настоящему времени открыты и другие лицеи. Но первым стал именно этот частный детский дом. Он создан по индивидуальному проекту и с превосходным качеством: учтено всё необходимое для полноценного воспитания юных душ ХХI века.

...В огромном комплексе удобных аудиторий, жилых комнат и залов, с всесторонне продуманным учебно-оздоровительно-воспитательным наполнением, хозяевами стали юные красноярские граждане разного возраста. Не знавшие нормального детства, ослабленные и робкие, а то и озлобленные, поначалу они все выглядели нерадостно. Но с первых же дней в установившейся здесь обстановке искреннего благожелательного внимания и заботы о себе они обретали присущие их возрасту жизнерадостность, любознательность. Дело было не только в перемене обстановки, в которой оказываются новички, а главное — в тех взрослых, под чьим крылом ребята входят в жизнь. И, может быть, сами в чём-то станут менять её — в будущем...

Коллектив педагогов и воспитателей начинал свою работу задолго до дня открытия детдома. Не однажды в тот год мне довелось побывать на его внушительной стройплощадке. Нельзя было не заметить, насколько ответственно Хазрет Меджидович подбирал кадры для будущего учреждения. Главными критериями отбора были жизненный опыт, профессиональная квалификация и умение с любовью работать с детьми.

Тщательная подготовка коллектива скоро сказалась важным результатом: исчезла нерадостность с ребячьих лиц! Ныне в тех же самых апартаментах вы встретите в лицее юных граждан, уверенных в том, что всё на свете хорошо, и в том, что они сами могут достичь всего, чего захотят! Если будут стараться.

...Беседуем с заместителем директора лицея по учебно-воспитательной работе Петром Степановичем Ивасенко. В его кабинете, по-видимому, никогда не закрываются двери, почти не умолкает телефон. Снова звонок, Пётр Степанович слушает и отвечает кому-то из управления образования:

— Да, 72 ребёнка. В начальной школе одиннадцать детей, в подростковой занимаются 42 человека... Ну и старшая группа. Да, подтверждаю. Сообщим своевременно, не беспокойтесь...

Красноярский рабочий

Мой собеседник опустил трубку на рычаг и сделал приглашающий жест. В кабинет вошло — нет, ворвалось! — улыбающееся стройное существо и протянуло пачку документов:

— Пётр Степанович — вот отчёт, программа!

— Спасибо, Лена. Просмотрю, и соберёмся в атриуме...

«Отчёт, программа»... Молодой воспитатель? Воспитанница?

Правильно поняв мой взгляд, девушка расхохоталась и заявила, убегая:

— Нет, я ребёнок! — и умчалась. Видимо, ей приходилось уже разрешать подобное сомнение.

— Это Лена Селиванова, — сказал Пётр Степанович. — Десятиклассница. Недавно вернулась вместе с другими ребятами с семинара в Московском институте проблем образовательной политики «Эврика». Проект участия лицеистов в этом семинаре с согласия Хазрета Меджидовича разрабатывали совместно с педагогами школы N 11. Лена хорошо проявила себя на семинаре, хорошо успевает в школе. Поездка в Москву на семинар побудила её мечтать о поступлении в один из московских вузов. У неё такие планы!..

Большинство старших воспитанников также определились с личными планами на ближайшее будущее. Готовятся серьёзно. Например, выпускница девятого класса Алёна Кригер намерена получить специальность «Экономика. Бухучёт». В десятом классе только двое учеников ещё не сориентировались в выборе профессии. Какую трудовую стезю ребята видят для себя? Предпочтения самые разные: экономика, медицина, прикладная математика, дизайн, педагогика, балет, строительство, природоохранные специальности. Некоторые ребята собираются в учебные заведения, которые будут открываться в Красноярске. В числе желаемых воспитанниками вузов — Сибирский федеральный университет, технологический университет, медакадемия, институт информатики и вычислительной техники.

...Беседу нашу с П. С. Ивасенко прервал очередной звонок. Женский голос спросил: «Не изменились для ветеранов планы на встречу с воспитанниками лицея?» Пётр Степанович, улыбнувшись, отвечал:

Красноярский рабочий

— Конечно, нет, Алла Алексеевна. Дети вас всех очень ждут теперь!

Попрощавшись с абонентом, он сказал, что звонила член совета ветеранов-блокадников Ленинграда Алла Алексеевна Якунина. Однажды ветераны встречались в лицее с его воспитанниками. Много было вопросов, много было ответов, рассказов и взволнованных бесед с ребятами. Вечером того же дня мы созвонились с Аллой Алексеевной. Она тепло говорила о Доме, о воспитанниках лицея:

— Они так любознательны, так интересно размышляют. А знаете, где мы с ними впервые встретились? У музея Славы, возле памятника детям блокадного Ленинграда, куда с концертом ребята приехали 9 Мая. У одного из мальчиков я заметила «чёрный пояс» по дзюдо. Вот это да!

...Кстати сказать, на зональных соревнованиях по дзюдо в Москве лицеисты выступили столь успешно, что привезли с собой золотую, серебряную и бронзовую медали в награду за первое, второе и третье места. Между прочим, в этих состязаниях участвовали 39 территорий России...

— Позднее, — продолжала Алла Алексеевна, — ребята с гордостью и с удовольствием показывали нам, ветеранам Великой Отечественной войны, свой Дом. Видно, что это для них родная семья. Кабинеты для занятий очень уютные, хорошо оборудованные. Почти по-семейному оформлены спальные комнаты. Библиотека отличная. Спортзал и плавательный бассейн просто великолепные. Красота и чистота кругом. Чувствуется, её поддерживают сами дети. Они действительно ведут себя по-хозяйски.

...Сотрудники лицея с энтузиазмом и бесконечным терпением работают для того, чтобы воспитанники именно так и чувствовали себя здесь. Работают над тем, чтобы гармонично развивалась личность каждого из них. Стремятся воспитывать и словом, и примером, сотрудничеством с педагогами школ N 11 и 27, Дворцом пионеров, с музеями, некоторыми производственными коллективами. Ребята часто встречаются со сверстниками из других детских домов — им. И. Пономарёва, «Иван да Марья»... Ездят в «Роев ручей». Полноценный отдых — каждое лето. Пока мы беседовали с Петром Степановичем, прибегали старшеклассники с документами, которые требуются для отдыха нынче летом в оздоровительных лагерях Красноярского края, Хакасии.

Безусловно, такие люди, как Хазрет Совмен, построивший и содержащий на личные средства этот Дом-лицей, достойно продолжают лучшие традиции русского меценатства. Это деловая, достойная поддержка сирот и детей, лишённых родительского попечения.

... А с ними, бывшими сиротами, теперь очень интересно и приятно общаться. Хотя для этого надо суметь выбрать их свободную минутку! Все заняты делом. Кто у компьютера. Кто на занятиях по живописи (они проходят под названием «Волшебная кисточка»). Кто за шахматной партией — в шахматы любят играть многие! Кто в танцклассе. Кто в библиотеке сочиняет очередные стихи (их, по-моему, пишут здесь все!)

И ещё: воспитанники лицея неоднократно занимали и занимают призовые места в шахматных конкурсах городского и краевого уровня, в конкурсе «Прекрасное далёко» и в других познавательных состязаниях.

Красноярский рабочий

...С интересом листала я редкого качества лицейскую папку, озаглавленную так: «Карта интересов и профессиональных склонностей воспитанников Лицея им. Х. М. Совмена». Эту «карту», строгий документ едва ли не в сотню страниц, круглый год ведут педагог-психолог Инна Васильевна Драчева и педагог-организатор Ольга Анатольевна Бачерикова.

К примеру, запись о пятнадцатилетнем Эдуарде Чайнаке, учащемся 9-го класса. Доминирующая в его развивающемся характере сфера определена педагогами как «человек — художественный образ». Определение развёрнуто далее: «Общительный, с чувством юмора. Имеет широкий круг друзей. Активный, инициативный. Обладает ярко выраженным набором лидерских качеств, способен к активному эмоциональному самовыражению в творческой деятельности. Речь богатая. Способен к быстрому и правильному принятию решений. Мобилен. Воображение творческое. Проявляет упорство в достижении целей».

А чем он занимается во внеурочное время, Эдуард Чайнак? Оказывается — тхеквондо, баскетболом, увлекается волейболом и футболом (как и многие другие лицеисты). Спортом вообще увлечено большинство воспитанников. Что же рекомендуют педагоги-воспитатели Эдуарду для реализации его творческого потенциала?.. Желают ему «попробовать себя в театральной деятельности, КВН, театре мод и любой другой творческой профессии».

А вот — о Яше Григорьеве, 15 лет, 9-й класс. Его сегодняшний внутренний мир охарактеризован так: «человек — техника, человек — человек». Отмечено, что он способен «...самостоятельно выдвигать нестандартные идеи. Предприимчив, прагматичен. Умеет аргументировать и отстаивать своё мнение. Индивидуалист, не боится „выделиться из толпы“. Активен, общителен. Способность к самоконтролю и саморегуляции развита достаточно. Воображение творческое».

Мальчик занимается тхеквондо, футболом, является активным членом знаменитого лицейского туристического клуба «10-й район». Наставники ему рекомендуют «занятия спортом, работу с техникой, где требуются физическая сила, выносливость и изобретательность».

...Ещё — о Лене Селивановой, просто по порядку записей в папке. Ей 15 лет, 10-й класс. Тип её характера определён так: «Человек — человек, человек — техника». О Лене далее сказано: «Честолюбива, энергична. Легко устанавливает контакты как со взрослыми, так и со сверстниками. Любит лидировать, быть на публике. Способность к целеполаганию развита хорошо. Умеет добиваться задуманного. Старательна и упорна. Физически хорошо развита, любит спорт. Воображение воссоздающее».

Увлечения Лены? Танцы. Волейбол, тхеквондо, подводное плавание, тренажёрный зал. Швейный цех. В рекомендациях отмечено: «Такому типу людей совершенно не рекомендуется рутинная работа. Больше подходит управленческая и публичная деятельность, любая активная работа...».

Что ж, нашему обществу очень требуются такие контактные, доброжелательные и обязательные люди, как Лена Селиванова. Можно было бы привести в пример других ребят. Очень заметные, интересные юные личности.

Педагоги ведут подобные исследования души, личностных качеств воспитанников всех семи групп, в которых по шесть-семь человек. Происходит обоюдный исследовательский процесс. Воспитатели стремятся наиболее точно определить потенциал каждого ребёнка.

Красноярский рабочий

Воспитанники изучают многие стороны жизни, постигая свой собственный характер и характер окружающего мира.

Можно надеяться, что в этот взрослый мир из стен лицея вольются интересные и неординарные человеческие судьбы. Лицеисты уже украшают его — старательным ученьем, участием в общественных школьных делах, трудом в мастерских и на территории детского дома, поделками, концертами, стихами, шахматными баталиями. Но главное — своим развивающимся мироощущением, в котором для них всё более ощутимо приобретают равноценность такие понятия, как «Родина» и «что я, как гражданин, сделаю для неё, когда вырасту».

Это можно понять и из школьных сочинений. Из видимой душевной настроенности ребят на жизнь со всеми её трудностями. Это не измерить просто отметкой ни по какой шкале.

Каждый лицеист — формирующаяся личность, скорее уже сформировавшаяся. Ведь кирпичики личности закладываются в детстве, в отрочестве.

...Не надо думать, что всё в лицее даётся всем легко. Настоящая жизнь, как всегда, сложна и часто очень трудна. Что же гарантирует реализацию личности воспитанников, новых граждан страны? Рецепт в лицее один: повседневная упорная работа и определённый порядок жизни. Он введён, к примеру, в особое «Положение о формировании бюджета групп».

О каком бюджете речь? Передо мной листок — «локальный акт негосударственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся воспитанниками Дома-лицея им Х. М. Совмена». Положение установлено с целью «осуществления экономического воспитания подростков, для поддержки желания воспитанников добиваться высоких результатов в учёбе, формировании сознательной дисциплины, чувства ответственности и бережливости».

Каждой группе определена конкретная месячная сумма, которую ребята расходуют по своему усмотрению. Стараются делать это по справедливости по отношению к каждому. Все отвечают вместе за общее дело и друг за друга.

Вообще здесь учат коллективно отвечать за свой Дом, за порядок в собственном житье-бытье.

Не так давно Стас Кололейкин успешно выступил в конкурсе среди школьников района. Его наградили полутора тысячами рублей за победу. За него радовались, а он накупил для всех мороженое и был счастлив.

Такие вот по-родительски мягкие, одновременно и строгие для детей подступы к взрослой жизни. К жизни, которая потребует от сегодняшних подростков-лицеистов, кроме упорства и развитых способностей, ещё и умения постоянно учиться правильно «вести себя в обществе»...

Недаром в одной старинной мудрой пословице говорится, что мало построить дом, даже самый прекрасный. В него нужно вдохнуть свет жизни, свет будущего. Как делают это основатель лицея Хазрет Совмен и коллектив педагогов-воспитателей.

Хочется здесь привести хотя бы некоторые из стихотворных строк лицеистов. Их очень много, и все они полны света. Например, Анжела Зайченко так написала: «Я здесь живу, и в этом моё счастье».

Галина СМИРНОВА, член Союза журналистов РФ.