Красноярские атлеты Евгений Устюгов, Дмитрий Труненков, Николай Олюнин, Владислав Антонов, Александр Денисьев, Александр Третьяков, Вик Вайлд и Алена Заварзина, ставшие чемпионами и призерами сочинской Олимпиады, а также звездные паралимпийцы Алексей Бугаев и Валерий Редкозубов получили именные сертификаты на миллион рублей от известного золотопромышленника и мецената Хазрета Совмена. Премии почетного гражданина Красноярска в размере 500 тысяч рублей удостоен также участник Паралимпиады Николай Шувалов.
Воспитанникам детского дома-лицея, построенного на средства благотворителя, эта новость особенно пришлась по душе.
— А как же иначе? — рассуждает выпускница этого года Анжелика Зайченко, которой в числе тысяч факелоносцев посчастливилось пронести эстафету олимпийского огня. — Мы с ребятами днем и ночью болели за земляков, каждой медали радовались как своей. Здорово, что к многочисленным их наградам прибавилась премия, учрежденная нашим главным наставником. Хазрет Меджидович ведь тоже, можно сказать, всегда шел к высшей ступеньке. Всех высот достиг сам. Теперь другим подставляет плечо: «Не отчаивайтесь, не теряйте веры в собственные силы!» Он и в нас постоянно поддерживает стремление к победе — над невзгодами, над унынием. На каникулах в лучшие санатории отправляет. Однажды в новогоднюю ночь мы с ним даже по набережным Парижа гуляли.
Анжелика в лицее с первого класса. С восторгом рассказывает, какие здесь тренажеры, бассейн с саунами, огромный стадион — с площадкой для малышей! Потому и столько кубков завоевано в краевых, российских соревнованиях — по дзюдо, русской лапте, мини-футболу, лыжам, подводному плаванию. Может, когда-нибудь лицеисты и олимпийцами станут?
Судьба Совмена и впрямь — постоянное повышение «планки». В годы Великой Отечественной, когда взрослые мужчины
северокавказского аула Афипсип сражались за Родину, будущий доктор наук, изобретатель, известный промышленник и политик вместе с семерыми братьями и сестрами сражался за урожай. В юности с Черного моря, где на флоте служил, уехал в Ленинград — учиться на горного инженера. А потом и вовсе — на край земли. На Чукотке, Колыме, арктическом острове «Большевик» и баранку крутил, и управлял рычагами бульдозера, прежде чем там же, на Крайнем
Севере, занялся освоением нерентабельных месторождений, которые умудрился превратить в образцовые. Сам Косыгин, говорят, восторгался реформаторскими экспериментами молодого управленца.
Между тем ни одно из своих начинаний он, возглавлявший золотодобывающие артели, одну из крупнейших в стране компаний «Полюс», а потом и родную Республику Адыгея, никогда не считал завершенным, продолжал усовершенствовать бесконечно. Тот же почерк и в его благотворительных проектах. Каждый из них — от идеи до воплощения — шлифует собственноручно, а самые значимые на долгие годы берет под надежное крыло. И хотя давно уже не живет там, где когда-то работал, с теми, ради кого все задумывалось, не расстается. Не потому ли у любой новой инициативы Совмена столько сторонников, в том числе в социальных сетях?
Вот очередной въедливый аноним недоумевает: «Никак не пойму, личная-то его выгода — в чем заключается?» И тут же десятки невидимых собеседников спешат на защиту непреходящих ценностей филантропии: «А в обычное бескорыстие поверить слабо?» «Человек не зло творит — добро! Ну, и молодец, респект!»
Принципиальный факт: Совмен свою «стратегию добрых дел» сверяет только с велением времени и собственной
гражданской позицией. Советчик единственный — сердце. Посыл: «Делай, что должно».
В начале 2000-х, когда ситуация с детской безнадзорностью в крае стала настолько угрожающей, что на экстренное заседание вынужден был собраться региональный Совет безопасности, он произнес лишь несколько слов: «Я построю лучший в России детдом». Через два года трехэтажный, увенчанный стеклянным куполом, окруженный елями, лиственницами, кедрами дворец возвышался в историческом центре краевой столицы.
Несколько лет назад дефицит мест в детских садах Красноярска достиг катастрофического максимума. Аукнулись 1990-е, когда под различными предлогами — падения рождаемости, освобождения от непрофильных активов — в бывшие уютные спаленки и игровые залы заселился коммерческий и служивый народ. К январю 2013-го цифра очередности детей от трех до семи лет зашкаливала за 14 100. К апрелю ее удалось сократить до 12 340. К сентябрю — до 10 273. Сейчас фактическая потребность — уже менее шести тысяч. Почти полторы сотни мест создал Совмен. В новом микрорайоне «Покровский» взял и построил на свои деньги первый садик с бассейном. Уменьшенную, впрочем, тоже трехэтажную копию лицея. Непременный атриум залит солнцем, мебель и постельные принадлежности, разумеется, эксклюзивны — сам выбирал. Особенно удобны уникальные благоустроенные веранды для прогулок, спортивных занятий, ярких праздников.
Однажды уже перебравшись в Москву, узнал, что старейший на правобережье Красноярска парк пришел в запустение. Созвонился с земляками, и тут же затеял масштабную реконструкцию. За два года восстановили и роскошный зеленый наряд, и любимые местынми жителями аллеи с комфортными лавочками, и спортплощадки, и красавец-фонтан.
В прошлом году на рабочей окраине всем миром возвели храм Рождества Христова, золоченые купола которого видны теперь отовсюду. На церемонии освящения за помощь в благом деле Патриарх Кирилл вручил Хазрету Совмену орден Славы и чести II степени.
Благодаря его же поддержке сверкает и обновленная маковка главного символа Красного Яра — знаменитой часовни Параскевы Пятницы. Каждое утро к церквушке, венчающей преобразившуюся Караульную гору, где на заре ХVII столетия первый казачий дозор принял под охрану новый острог, поднимаются по по мраморной лестнице вереницы новобрачных. Стреляет шампанское, палит установленная по соседству пушка, извещая округу: пол-день, жизнь продолжается.
Компетентно
Эдхам Акбулатов (глава города Красноярска):
Состоятельных россиян во все времена отличало стремление помочь ближнему, родной земле. Не ради славы, по велению души творили они свои добрые дела, потому на века и остались в памяти благодарных потомков. Золотыми буквами вписаны в отечественную историю и имена благодетелей Енисейской губернии. Промышленник, городской голова Петр Кузнецов, например, в середине XIX столетия за свой счет снарядил первую Амурскую экспедицию графа Николая Муравьева, воздвиг часовню на Караульной горе, оплатил обучение в столичной Академии художеств молодого Василия Сурикова. Купец-пароходчик Николай Гадалов построил здания, и сегодня украшающие древний наш город. В одном из них, кстати, в 1833-м зажглась первая красноярская электролампочка, а в 1893-м зазвонил первый телефон.Домовладелец, заводчик, библиофил Геннадий Юдин помогал находящимся в приютах детям и старикам, нуждающимся переселенцам. На его деньги в стране были изданы книги десятков ученых, писателей, краеведов.
Ныне богатейшие меценатские, благотворительные традиции продолжаются. Все, что делает для горожан почетный гражданин Красноярска Хазрет Меджидович Совмен в творческом партнерстве с органами власти, — замечательный
пример бескорыстия, патриотизма, социальной ответственности бизнеса.
Прямая речь
(почетный гражданин Красноярска):
— Грандиозный праздник спорта, мира, добра, олимпийского соперничества и братства мне посчастливилось увидеть собственными глазами. Зрелище незабываемое. А как преобразилась наша кавказская жемчужина — Сочи! Всем скептикам Россия вновь утерла нос, в который раз доказав: мы — великий народ. Как сибиряк со стажем, горжусь, что через пять лет искры жаркого сочинского огня засверкают на трассах Всемирных зимних студенческих игр в Красноярске. Исренне верю: в жизни и моих воспитанников непременно будет свой пьедестал.